МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
ОПОРНЫЙ
ЦЕНТР
Аналитическая справка
Аналитическая справка
о выявлении потребностей обучающихся образовательных организаций в области дополнительного образования детей в г. Ковров в 2022 году
В муниципалитете на портале https://33.pfdo.ru зарегистрировано в реестре поставщиков образовательных услуг 66 организаций. По состоянию на 22.12.2022 количество используемых сертификатов с учетом платных зачислений составляет 10634 сертификатов (9542 сертификатов- без учета платных зачислений), что составляет 86% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (с ДШИ).
В соответствии с распоряжением Департамента образования молодежной политики Владимирской области от 10.11.2022 г. № 1058 «О выявлении потребностей обучающихся образовательных организаций в области дополнительного образования детей» в городе Ковров в период с ноября по декабрь 2022 года Муниципальным опорным центром (МОЦ) проводилось анкетирование родителей (законных представителей) и обучающихся муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
В анкетировании приняли участие обучающие и родители 21 образовательной организации (17 общеобразовательных организаций и 4 организации дополнительного образования). Мониторингом охвачены 3902 родителя, что составляет 51% от общего количества родителей школьников младшего и среднего звена и 2479 обучающихся, что составляет 50% старшеклассников.
Аналитика по анкетированию родителей школьников младшего и среднего звена (Приложение №1)
Приложение 1 (7-12 лет):
Всего, проголосовавших родителей детей 7-12 лет – 3902 человека (55,7%)
П. 1 «Сколько лет Вашему ребенка?»
7-10 лет - 2553 чел. (65,4%);
11-12 лет- 1349 чел. (34,6%)
П. 2 «Укажите пол Вашего ребенка»
мальчик – 1773 чел. (45,4%);
девочка - 2178 чел. (55,8%)
П. 3 «Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?»
слушать музыку -1403 чел. (35,9%);
рисовать – 1546 чел. (39,6%);
конструировать – 838 чел. (21,5%);
танцевать – 1162 чел. (29,8%);
играть в компьютерные игры -1671 чел. (42,8%);
заниматься спортом – 1340 чел. (34,3%);
посещать музей, театр – 553 чел. (14,2%);
знакомиться с сайтами интернета – 453 чел. (11,6%);
иное: посещать кванториум - 217 чел. (5,6%), рукоделие – 67 чел. (1,7%); гулять – 26 чел. (0,7%).
П.4 «Имеется ли у Вашего ребенка потребность в получении дополнительного образования
Да - 2376 (60,9%);
Нет – 969 (24,8%);
Затрудняюсь ответить – 536 (13,7%).
П.6 «Считаете ли Вы, что сегодня в нашем городе достаточно учреждений, которые предлагают Вам дополнительные образовательные услуги?»
да - 2788 (71,4%);
Нет – 588 (15,1%);
Затрудняюсь ответить – 423 (10,8%).
П.7 «Какими направлениями дополнительного образования Вы хотели бы, что бы занимался Ваш ребенок?»
Художественное – 1720 чел. (44,1%);
Естественно-научное – 351(9%);
Техническое – 878 (22,5%);
Туристско-краеведческое – 300 (7,7%);
Физкультурно-спортивное – 1699 (43,5%);
Социально-гуманитарное – 535 (13,7%).
П.9 «Где бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался дополнительным образованием?»
В школе – 1512 (37,8%);
В учреждениях спорта- 1108 (28,4%);
Индивидуально с тренером, педагогом – 606 (15,5%);
Учреждения культуры – 832 (21,3%);
Учреждения дополнительного образования – 1475 (41,3%).
П.10 «Что может поспособствовать выбору Вами и Вашим ребенком услуг дополнительного образования?»
Рекомендации знакомых – 815 (20,9%);
Желание ребенка – 2541 (65,1%)
Реклама – 305 (7,8%);
Удобное расположение ОО -1812 (46,4%);
Качество услуг и результат -1588 (40,7%).
П.11 «Реклама каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени?»
День открытых дверей – 1910 (48,9%);
Радио. телевидение – 371 (9,5%);
Интернет – 1349 (34,6%);
Листовки, буклеты – 273 (7%);
Наружная реклама - 470 (12%);
Рекомендация знакомых - 98 (2,5%)
П. 12 «Что может помешать Вашему ребенку заниматься дополнительным образованием?»
Территориальная удаленность – 1803 (46,2%)
Нет того, что интересно ребенку -1244 (31,9%)
Нет учета ограниченных возможностей ребенка – 96 (2,5%);
Высокая стоимость услуг – 1297 (33,2%).
П.13 «Что может привлечь Вас в педагогах, выбираемого Вами объединения дополнительного образования?»
Профессионализм -2659 (68,1%);
Опытность -1593 (40,8%)
Высокий рейтинг -739 (18,9%);
Креативность – 1198(30,7%).
П. 14 «Посещает ли Ваш ребенок платные занятия в коллективах, клубах, объединениях, студиях, секциях, кружках дополнительного образования или индивидуально?»
Да - 2019 (51,7%)
Нет – 1883 (48,3%)
П. 5 «В какие коллективах, клубах, объединениях, кружках занимается ребенок?» (по рейтингу предпочтений)
1. Спорт – 653 (17,7%)
2. Танцы – 252 (6,4%)
3. Кванториум - 217 (5,5%)
4. Иностранный язык – 160 (4.1%)
5. Музыкальная школа – 157 (4,0%)
П. 8 «Что может привести ребенка в образовательное объединение?» (по рейтингу предпочтений)
1. Удобное место расположение – 947 (24,2%)
2. Личность педагога – 527 (13,5 %)
3. Желание – 490 (12,5%)
4. Интерес – 417 (10,7%)
Резюме по аналитическому обзору №1
Общие тенденции:
Большинство респондентов отмечают выявленную потребность у детей заниматься дополнительным образованием, они указывают на достаточный уровень развитости инфраструктуры дополнительного образования в муниципалитете, на высокую информированность о предоставляемых услугах
Положительные эффекты:
1. В выборе образовательных организаций для реализации дополнительного образования доминируют учреждения дополнительного образования и школы, что свидетельствует о высоком уровне предоставляемого дополнительного образования. Этот факт также подтверждает целесообразность и актуальность введения ПФДО в школах.
2. В результатах анкетирования отмечается соответствие в предпочтениях детей по проведению свободного времени (п.3) с выбором направлений занятий в дополнительном образовании (п. 7). Этот факт свидетельствует о том, что интересы детей согласно их интересам удовлетворены системой дополнительного образования.
3.В оценке профессиональных качеств педагога родители, в первую очередь, указывают на важность таких критериев, как профессионализм и опыт. Это свидетельствует о мотивации родительской общественности, заинтересованности результатами организации образовательного процесса.
4. Родители указывают на достаточно хорошо развитую сеть учреждений дополнительного образования в муниципалитете (71,4%).
Дефициты:
1. Каждый третий родитель указывает (п.12), что в предлагаемых условиях отсутствует такое объединение, которое интересно ребенку, в основном это кружки технической, естественно-научной направленностей.
2.Отмечается достаточно высокий показатель (24,8%) детей, не имеющих желание заниматься дополнительным образованием.
Меры по восполнению дефицитов:
1. Расширение использования ресурса школьного кванториума (СОШ №23) для учащихся всех школ города (техническая и естественно-научная направленность)
2. Активизация работы по клиентоцентричности системы дополнительного образование (корректировка существующих ДООП с учетом интересов детей, разработка новых актуальных и востребованных программ)
Аналитика по анкетированию старшеклассников (Приложение №2)
П. 1 «Есть ли у тебя свободное от школьных уроков и других важных для тебя дел?»
Да -1340 (54,1%)
Нет – 975 (39,3%)
Затрудняюсь ответить – 133(5,4%)
П. 2 «Свое свободное время ты предпочитаешь провести:
Слушать музыку, заниматься пением, музицирование – 811(32,7%)
Рисовать, заниматься дизайном, художественным творчеством – 545(21,9%)
Заниматься хореографией – 310(12,5%)
Посещать музей, театр – 191(7,7%)
Заниматься спортом – 696 (28,1%)
Заниматься туризмом, спортивным туризмом, ходить в походы – 152(6,1%)
Заниматься блогингом, программированием, разработкой сайтов – 309 (12,5%)
Заниматься подготовкой в ВУЗ – 638 (25,7%)
Изучать естественно-научное направление – 187 (7,5%)
Участвовать в деятельности общественных объединений детей – 373(15,0%)
Другое (общаться с друзьями, гулять) – 166 (6,7%)
П. 3 «Что может привести тебя заниматься в тот или иной коллектив, клуб, объединение, студию, секцию, кружок?»
Возможность заняться любимым делом – 1274 (51,4%)
Возможность узнать что-то новое, интересное – 1007 (40,6%)
Возможность найти новых друзей по интересам – 825 (33,3%)
Возможность укрепить здоровье – 517 (20,8%)
Возможность понять себя, выявить и проявить свои лидерские качества – 622 (25,1%)
Возможность подготовиться к выбору профессии – 549 (22,1%)
Возможность преодолеть трудности в учебе – 345 (13,9%)
Желание провести свободное время с пользой – 819 (33,0%)
П.4 «Какие направления дополнительного образования тебя привлекают?»
Художественное – 869 чел. (35,1 %);
Естественно-научное – 331 (13,3 %);
Техническое – 625 (25,2%);
Туристско-краеведческое – 169 (6,8%);
Физкультурно-спортивное – 752 (30,3%);
Социально-гуманитарное – 606 (24,4 %).
П.6 «Что повлияло на твой выбор клуба, объединения, студии, секции, кружка?»
Близкое расположение к дому – 960 (38,7%)
Хорошие отзывы о нем твоих друзей и знакомых – 820 (33,0%)
Посоветовали учителя (родители или другие взрослые) – 502 (20,2%)
Реклама – 236 (9,5%)
П. 7 «Занимаешься ли ты индивидуально с репетитором, преподавателем, тренером?»
Да – 880 (35,5%)
Нет – 1599 (64,5%)
П 8 «Интересен ли тебе формат дистанционного обучения?»
Да – 543(21,9%)
Нет – 1428 (57,6%)
Затрудняюсь ответить – 506 (20,4%)
П. 9 «В какое учреждение ты планируешь поступить после окончания школы?»
Колледж – 609 (24,6%)
ВУЗ -1107 (44,6%)
Опыт работы и последующее обучение – 71(2,9%)
Пока не определился с выбором – 692 (27,9%)
П.11 «Укажи свой пол»
Женский – 1418 (57,2%)
Мужской -1061(42,8%)
П.12 «Укажи свой возраст»
13-15 лет – 1457 (58,8%)
16-18 лет – 1022 (41,2%)
П. 10 «Какую профессию ты решил для себя выбрать?»
Программист, IТ - 382 (15,4%)
Врач – 226 (9,1%)
Инженер – 171(6,9%)
Юрист – 168 (6,7%)
Экономист, менеджер – 135 (5,4%)
Учитель - 87 (3,5%)
Повар - 38 (1,5%)
Бухгалтер - 36 (1,4%)
Дизайнер - 29 (1,2%)
П. 5 «Посещаешь ли ты сейчас какие-нибудь коллективы, клубы, объединения, студии, секции, кружок?»
Да -2045 (82,5%)
Нет- 434 (17,5%)
Примеры:
Физкультурно-спортивные кружки -267(13,1%)
Хореографические – 128 (6,3%)
Музыкальные – 118 (5,8%)
Изобразительное искусство -75 (3,7%)
«Иностранный язык» - 63(3,1 %)
Кванториум – 72 (3,5%)
«Военное дело» - 45 (2,2%)
«Блогинг» – 15 (0,7%)
«Клуб любителей математики» – 113 (5,5%)
«Клуб любителей физики» -40 (1,9%)
«Выбор профессии» - 30 (1,5%)
Кружки в ОО дополнительного образования – 628 (30,7%)
Кружки дополнительного образования на базе школ -1417 (69,3%)
Резюме по аналитическому обзору №2
Общие тенденции:
Большинство респондентов (старшеклассники) имеют высокую мотивацию к получению дополнительного образования. Осознанный выбор направления доп. образования предполагает его связь с дальнейшей жизнью и профессиональной деятельностью подростков. Актуально то, что старшеклассники отдают предпочтение очной форме общения в рамках кружка или клуба, что подтверждает важность и значимость живого взаимодействия в ходе организации образовательного процесса.
Положительные эффекты:
1. У старшеклассников отмечается осознанный и мотивированный подход к организации свободного времени.
2. В выборе учреждения для получения дополнительного образование значимо не только близкое расположение к дому, но и отзывы друзей, учителей. Это свидетельствует о важности формирования общественного мнения и рейтинга учреждения в муниципалитете.
3. В выборе направлений дополнительного образования у старшеклассником присутствует весь спектр направленностей, что говорит о многообразии интересов и предпочтений ребят.
4. 82,5% респондентов охвачены дополнительным образование, несмотря на большую занятость в школе (п.1 анкеты). Это подтверждает тот факт. Что дополнительное образование в городе востребовано и отвечает запросам детского населения.
Дефициты:
1. Исходя из предпочтений старшеклассников по выбору профессии, отмечается высокий запрос на ДООП по компьютеризации, по медицинскому и инженерному направлению, однако их количество недостаточно.
2.39% процентов старшеклассников не имеют возможности посещать занятия по дополнительные образования из-за отсутствия свободного времени.
Меры по восполнению дефицитов:
1. Провести работу, используя ресурс МОЦ, по повышению профориентационной составляющей ДООП, а именно рассматривать дополнительное образование как путь к профессиональной ориентации школьника.
2. С целью экономного использования свободного времени старшеклассника, делать акцент на содержательные краткосрочные программы, в том числе в формате профессиональных проб.